Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Храм Усекновения главы
       Иоанна Предтечи
            Мыльченко Л.А. - учитель православной культуры
                                          Выступление на заседании  Общества православных педагогов                             
             МОУ "Уразовская СОШ №1 имени Ф.Энгельса"

                                    
                                                               Возрождение православной семьи.

     Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета и послушания, приличности и вежливости, поведения в обществе и частной жизни - всё резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребёнком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружён игрушками, развлечениями , удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания…Возможно, это случается не во всех семьях и не всё время, но это случается достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей. Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями,  игрушками для взрослых. Всё это настолько лишено серьёзного значения, что посетитель из 19 века, глядя со стороны на почти любой аспект нашей современной культуры: популярные телепередачи, рекламу, музыку, парки аттракционов - подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью. Все это - результат утраты истинных христианских семейных ценностей и традиций семейного воспитания,  преемственности поколений, десятилетий безбожия.
     Христианская семья на Руси была другой, другими  были взгляды на  воспитание детей, взаимоотношения супругов. Семейная жизнь предполагала  общность, взаимопонимание и взаимопомощь в житейском и духовном, во временном и вечном. Характерно, что слово "супруги" этимологически означает двух волов, запряжённых в один плуг.
         Первые уроки добра и любви дети  получали в родном доме, в кругу своей семьи.  Христианскую семью объединяла любовь к Богу. Поэтому её тоже называют Церковью, только малой, домашней. Радостная христианская вера  в Бога учила  маленьких детей - христиан любить и почитать своих родителей, умирять свои желания, сочувствовать и помогать своим братьям и сёстрам.
        Жертвенная любовь к ближнему постигается в терпеливом преодолении трудностей жизни. Ведь не бывает жизнь всегда праздничной. Когда наступали трудные времена, христиане , по примеру Иисуса Христа, учились терпеливому и мужественному поведению.  Примером образцовой христианской семьи можно назвать Царскую семью  Государя Николая II и Государыни Александры Фёдоровны,  расстрелянную в ночь на 17 июля 1918 года. И дети, и родители понимали, что смерть стоит рядом. Но, несмотря на это, старались не позволить недоброму войти в душу.  Дух смирения, терпения, любви, всепрощения и взаимной заботы родителей и детей царил в семье до последней минуты. Великая княжна Ольга передала в письме из заточения слова своего отца, последнего русского царя, которые стали его завещанием: " Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, …чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь." Святая царица Александра  была идеальной супругой и матерью. Ей принадлежат многие высказывания о семейной жизни, смысле христианского брака,  воспитании детей, обязанностях супругов, исполненные мудрости и глубокой христианской морали.
                                   О смысле брака.
"Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве."
"…Брак -  это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого".
                                   Об обязанностях жены по отношению к мужу
"Для каждой жены главная обязанность - это устройство и ведение её дома. Она должна быть великодушной и добросердечной. Женщина, чьё сердце не трогает вид горя, которая не стремится помочь, когда это в её силах, лишена одного из главных женских качеств, которые составляют основу женского естества. Настоящая женщина делит с мужем груз его забот. …Когда наступает мрак, и невзгоды обступают мужа, преданные глаза жены смотрят на мужа, как звёзды надежды, сияющие в темноте…"
                                  О воспитании детей.
"Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей….Ребёнок сближает семейную пару так, как никогда прежде. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл. …Великое дело - взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые так же  легко могут погибнуть; великое дело - пестовать их, формировать их характер - вот о чём нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога." 
                                   Св. царица Александра
Семья, с её моральными и нравственными устоями, играла главную роль в формировании духовных основ жизни общества.  Пути устроения семьи в соответствии с основными заповедями христианства, а также основами, заложенными в поучительной  и святоотеческой литературе, диктовались в специальных произведениях древнерусской литературы, а все вместе впоследствии были собраны  в знаменитом Домострое. Достойной и благополучной семьёй,  согласно Домострою, считалась не та, у которой на первом месте материальные богатства, а та, у которой главным являлась боязнь огорчить Бога и ближних. Исполнением всех статей Домостроя отчасти объясняется тот факт, что в конце 19 века в русских губерниях из ста семей распадались одна - две. В чём же заключались основные правила устроения счастливой  семейной жизни?
                   Правила устроения  семейной  жизни по Домострою.
1.   Воспитание с ранних лет в детях целомудрия.
2.   Ответственное отношение к выбору жены и мужа.
3.   Устроение уклада жизни в семье как в малой церкви.
4.  На первом месте в семье и между супругами должно стоять и в детях с измальства воспитываться почитание Бога и любовь к Нему, стремление угодить Богу через делание добра для ближних. Это правило основано на идеале любви, указанном апостолом Павлом: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…"
5.    Почитание родителей и старших и послушание им.
6.    Забота родителей о благосостоянии семьи и добродетель трудолюбия.
7.    Правильное и разумное ведение домашнего хозяйства.


В наши дни, если мы пытаемся возродить христианскую жизнь, христианскую православную семью, важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу. Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днём, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.
             Что могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира? Совет один: вернуться к истокам, следовать советам богатейшего опыта православного христианского воспитания, содержащегося  в святоотеческом наследии Русской Православной Церкви.
     " …Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. (Иеромонах Серафим (Роуз) "О воспитании детей")". Ему вторит Святой Иоанн Кронштадский ( "О воспитании"): "Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов перед вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят своё сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз - зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу…" "… При образовании чрезвычайно вредно  развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - сердце - это жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нём чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека…"  "…Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Ну, что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твоё порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? …Как не принуждать к учению, молитве? Что выйдет из детей? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся они всякому злу?"
            Хорошо осознавая проблему  утраты нравственности и духовности в современном обществе и семье, как основной его ячейке, школа предпринимает героические попытки решить данную проблему своими  методами: введением в учебный план предмета "Православная культура", взаимодействием с Валуйским благочинием,  священнослужителями посёлка, духовно - просветительским Центром, организацией просветительской деятельности среди родителей. Родители учащихся в этой системе - самое слабое звено (зрители).  Воспитывать детей - легче.  Дети - доступнее, доверчивее, их души  открыты добру.
Хочется  верить, что рано или поздно, добрые семена дадут хорошие всходы,  и наши сегодняшние воспитанники станут такими родителями, которые смогут возродить христианскую православную семью в самом лучшем смысле этого слова.

                          Стихотворение Илларионовых Валерии (5 класс) и  Александра (1 класс).

                                          Что я могу принести в дар Богу (сочинение в стихах) .

Мой Господь, что Тебе подарить,
Чтоб подарок Тебя был достоин?
Чем могу я Тебя удивить,
Мал я ростом, и нравом не воин.
Нет в семье у меня жемчугов,
Злата, серебра, ладана, смирны,
Я красу среднерусских лугов
Подарю Тебе, Боже Всесильный.
И зелёный лесной уголок,
И реки серебристой прохладу,
И воды родниковой поток,
Боже! Мир  Твой - такая отрада!
Не прошу я судьбу изменить,
Ту, что Ты мне, мой Бог, уготовил,-
Я  хочу Тебя просто любить
Всей своей бескорыстной душою.
Я приму испытанья Твои,
Я не буду роптать, ненавидеть,
Постараюсь врагов я  простить,
Полюбить, никого не обидеть.
Буду жить так, как Ты завещал:
Бескорыстно, беззлобно и мирно,
Мой Господь, Ты - Начало Начал,
Я люблю Тебя, Боже Всесильный!

Hosted by uCoz