Использование православной педагогики
в духовно-нравственном развитии личности
Анипченко Е.А.,
участник IV Международных Бакушинских педагогических чтениях "Воспитание и творческое развитие личности : проблемы, пути решения",
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
"Родной край, его история, - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества". Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью? Поэтому в этот период воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений остаются в зоне особого внимания. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.
Сегодня все более очевидной становится потребность в одухотворении образования, в возвращении его к первоначальному смыслу: "образ-овать" - значит, помочь человеку сформировать Образ мира, в котором духовно-нравственные приоритеты бесспорны. Основным средством в этом благородном деле становится воспитание. Еще Я.А.Коменский утверждал, что следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане. Великий А.С.Пушкин говорил о том, что отсутствие воспитания есть корень всякого зла, а Д.И.Менделеев писал еще резче - "Знание без воспитания - меч в руках сумасшедшего". Это верно, поскольку, культура простых умений способна проложить дорогу злу, если культура дисциплины воли не ставит ей надёжного противовеса (И.Кант). Поэтому справедлива оценка, которую дал воспитанию К.Д.Ушинский: "Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины". Прав Б.Шоу, говоря "теперь, когда мы научились плавать под водой, как рыбы, летать в небе как птицы, пора бы научиться жить на земле, как люди".
"В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерархии в строении души: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место; задачи воспитания… труднее и важнее, чем задачи обучения" (В.В.Зеньковский). Это так потому, что обучение рассматривается как трансляция инструментов жизни, т.е. создания фонда "могу", а воспитание - как приобщение к кругу ценностей, создание фонда "хочу" (В.А.Петровский). Педагог решает две взаимосвязанные задачи - подготовку детей к жизни и введение их в жизнь. Обучение решает первую задачу, а воспитание - вторую (В.В.Краевский) как две стороны общего процесса образования человека.
Но еще Я.А.Коменский утверждал: "Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие". "Образование без души убивает душу", - справедливо замечает В.П.Зинченко. А Ш.А.Амонашвили полагает, что давать современные знания безнравственному, бездуховному человеку страшно опасно для общества.
Объяснение этому находим у русского философа, писателя и педагога И.А.Ильина: "Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный, начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации".
Другой великий педагог - К.Д.Ушинский сравнивал обучение без воспитания с безголовым уродом и говорил о том, что воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности. В этом деле воспитатели опираются на этику, о которой исследователь Н.А.Бердяев писал: "Высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой". Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затворник). Народ, перестающий жить духовной жизнью, теряет владения. Он не владеет землей (она его не кормит), не владеет собственной душой (он в гневе, раздражителен), не владеет и телом (теряются всякие умения, оскудевают ремесла) (священник, педагог и психолог Борис Ничипоров).
Следовательно, необходимо помнить, что использование православной педагогики в духовно-нравственном играет важную роль в развитии личности ребенка.