Патриотическое воспитание школьников через приобщение
к народной культуре
Скидоненко В.В.,
участник IV Международных Бакушинских педагогических чтениях «Воспитание и творческое развитие личности : проблемы, пути решения»,
Исторический поворот в судьбе народов России на рубеже XX и XXI веков коренным образом изменил ход ее общественного развития, взгляды, духовные ценности, нрав¬ственные ориентиры. В сегодняшней России патриотическое воспитание молодежи при¬обретает особо важное значение. Об этом свидетельствует тот факт, что за последние годы российское правительство уже дважды принимало государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. В периоды смены политической ориентации государства проблемы обостряются еще больше и могут быть источниками интенсивных эмоциональных всплесков, приводящих к негативному жизненному сценарию. Поэтому перед современной школой стоит задача: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение таких форм и методов воспитания, которые предусматривали бы целенаправленное развитие духовно-нравственной личности, гражданской позиции, потребности в достойном, самоотверженном служении Родине, умению защищать интересы страны, развитие у учащихся интереса к общественной работе, самостоятельности и творчества.
Научить школьников видеть и слышать голос истории Отечества – первостепенная задача педагога. Необходимо поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя, чтобы увидеть рядом тех, кто является носителем традиций Родины. Важно научиться так любить Родину, как ее любили их деды и прадеды, чтобы не разорвать связи времен и поколений, чтобы молодое поколение нового столетия по-настоящему считалось наследниками великой русской культуры. Прошлое Родины – это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее!
Как известно, патриотизм имеет в своих истоках лю¬бовь к отчему дому, позна¬ние истории родного края. Они - первые кир¬пичики в фундаменте ста¬новления гражданина. Но поче¬му мы, изучая ис¬торию других стран и наро¬дов, ничего не ведаем о де¬лах и жизни своих предков, прямыми потомками которых являемся?!
Человек получает право не ждать от государства защиты, а самосто¬ятельно оценивать обстановку, получать необходимую инфор¬мацию, принимать решения, действовать и нести персональную ответственность за последствия. Легко ли это? Конечно, нет!
Сегодня необходимо осознать, что одной из важных форм адаптации детей в окружающем мире должно стать возвращение к вечным ценностям, народным традициям, народным знаниям и памяти – важнейшим механизмам сохранения духовного, душевного и физического здоровья и формирования гражданского самосознания личности.
Народная культура – эта философская мудрость, выработанная в тысячелетней жизни народа, которая поможет найти гармонию и равновесие в современности, веру в будущее страны и каждой личности и ее патриотического и гражданского самосознания.
Все мы помним слова М. Матусовского из песни «С чего начинается Родина?». Они заставляют каждого из нас задуматься о любимом уголке земли - о малой родине, где ты родился и живешь. С ранних лет нужно воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к родному краю, городу, станице, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях истории народа, природы, формировать духовный мир маленького гражданина.
Народные традиции являются и важнейшим фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию духовно-нравственного опыта человеческой общности. Они создают особую психологическую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку.
Наиболее естественно это происходит в детском возрасте, и чем раньше начнется формирование личности, тем органичнее и необратимее будет результат. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.
Передача детям социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа может осуществляться через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую сознательную деятельность и через изучение и освоение народной культуры собственного региона. Народные праздники, ритуалы, легенды, сказки, пословицы, поговорки и другие формы народного творчества особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной, а через него — мировой культуры, следования велению совести, воспитанию порядочности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью.
Воспитание на народных традициях несет радость, творческий подъем, становится неотъемлемой частью приобретения этнокультурного опыта и развития музыкальных способностей. Это та благодатная почва, на которой вырастут лучшие качества подрастающего поколения. Если мы сможем вложить в сердца наших детей жемчужины народного творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей, свой народ, свой родной язык, будут гордиться своей Родиной.