Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках православной культуры
Мыльченко Л.А.
участник IV Международных Бакушинских педагогических чтениях "Воспитание и творческое развитие личности : проблемы, пути решения",
Созидателями будущего нашего Отечества, его истории, культуры станут дети. Они - продолжатели и носители нравственности, духовности, этики, семейных ценностей, национальных традиций. Поэтому так важно в раннем возрасте заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты - те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей. Сделать это своевременно, пока душа маленького человека чиста, простодушна, не обременена пороками. Добрые семена легче прорастают в благодатной почве.
Сложно воспитывать детей в современном противоречивом мире в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно много: отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины, к кризисным явлениям в обществе и семье как основной его ячейке. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения. Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Становится очевидным, что для духовного возрождения нации недостаточно знаний, получаемых через организацию традиционного учебно-воспитательного процесса. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность. Что же такое духовность?
Духовность - это понятие христианской нравственности.
Христианская нравственность как часть православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формировании их гражданской позиции. Тем духовным ориентиром, который не позволял человеку пасть, являлась вера.
Введение в школьную учебную программу предмета "Православная культура" является актом восстановления исторической справедливости в отношении Русской Православной Церкви, в арсенале которой богатейший опыт духовно-нравственного воспитания личности.
В то время, когда учёная общественность бурно дискутирует о том, каким быть нравственному образованию молодёжи, о месте и роли религии в воспитании и, в частности, православия в нём, - в школах успешно проводятся уроки православной культуры, которые дарят радость детям, с благодарностью восприняты родителями, несут пользу не только воспитуемым, но и воспитателям.
Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно православной культуры. "Дитя глядит на себя чужими глазами, так же, как само глядит на других людей. Оно не отделяет себя от среды". Поэтому в младшем школьном возрасте возможно наиболее интенсивное заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников. Урок должен быть творческим. А как трогательно на уроке по теме "Прощёное воскресение" дети учатся просить прощения за причинённые обиды и торжественно прощают своих обидчиков. И вот оно - совершается чудо нравственного взросления - от первых простых формальных фраз вроде "Прости, Женя, за то, что я не дал тебе линейку, когда ты меня попросил", - до слов "Прости меня, пожалуйста, за все обиды и плохие слова, за все мои грехи по отношению к тебе". И на глазах слёзы - это ли не праздник души, это ли не искреннее очищение?! Первый маленький шаг по лестнице духовного восхождения - признание собственного недостатка, попытка преодолеть себя.
Важным моментом урока является творчество. На уроках православной культуры дети рисуют, изготавливают совместные поделки. Изучая библейские истории, делают макет Ноева ковчега, к празднику Рождества - Вифлеемскую звезду, из цветной бумаги - ангелов, разучивают песни - колядки, стихи для христославов. Творческих идей для того, чтобы разнообразить урок православия, реализовать не только учебные, но и воспитательные цели бесконечно много. Умение на одном листе ватмана нарисовать общий рисунок на тему урока, например, Дерево добродетелей, даёт первые навыки работы "вместе" (в православной педагогике это принцип соборности). Чтобы дети наглядно смогли понять, зачем нужен свет, можно попробовать походить по классу с закрытыми глазами. Некоторые притчи можно легко инсценировать (например: "О мытаре и фарисее" и т.д.) Знакомство с житиями святых и православных героев даёт учащимся высоконравственный идеал.
Восстанавливается утраченная связь времён, возвращается русская национальная культура.
Какими станут сегодняшние наши школьники, что принесут они обществу, выйдя за порог школы - любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы, педагоги, воспитать их душу, научили ли противостоять порокам современного мира? Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что наши воспитанники приобрели за годы учения положительный духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.